Претензия на возврат денежных средств составляется для восстановления нарушенного права или интереса заявителя по договору оказания услуг, купли-продажи, займа. Составление претензии – часть досудебного разрешения конфликтной ситуации. Документ составляется по определенным правилам с использованием образцов.
Зачем нужна претензия
Претензионное письмо о возврате средств направляется, если кто-либо из участников договора не выполнил его условия. Это обязательный этап: если в дальнейшем потребуется обращаться в суд, то без проведения досудебного порядка в приеме искового заявления могут отказать.
Если же обратиться ко второй стороне с устным требованием вернуть деньги, то есть вероятность того, что лицо постарается протянуть срок ответа, а затем заявить об истечении срока возврата и направления претензии. Часто это касается требований вернуть деньги за некачественный товар.
Обычно в претензии выдвигается требование не только вернуть средства, но и расторгнуть Договор, вернуть товар или снизить его стоимость (за товар ненадлежащего качества), вернуть излишне выплаченные средства. Претензии, которые касаются только возврата средств, встречаются редко и обычно связаны с договорами займа, купли-продажи с отсрочкой по платежу.
Иногда претензия направляется ИП, компании или физлицу, если заявитель по ошибке перечислил деньги.
Составление претензии
В тексте документа необходимо указать следующие сведения:
- информация о заявителе и адресате: наименование организации или ИП, ФИО, контактные данные (телефон, e-mail, другие средства связи);
- город и дата составления документа;
- наименование документа в центре («Претензия»);
- описание сложившихся обстоятельств: по какому основанию был заключен договор, какие его условия нарушила вторая сторона;
- реквизиты договора, чьи условия не соблюдены;
- требование вернуть денежные средства, оплатить компенсацию, совершить другие действия;
- сроки для выполнения требований;
- указание на то, в какой форме заявитель ожидает ответ (через интернет по электронным средствам связи, в письменной форме);
- реквизиты счетов в банке, на которые будут переведены средства;
- список прикладываемых документов;
- подпись, дата составления.
Необходимо правильно указать адрес для отправки претензии. В договоре может быть указан отдельный адрес, который необходимо использовать для данных целей. Если отправить претензию на юридический адрес компании или ИП, то это нарушит установленный порядок. Но в случае, когда заявитель знает, что указанный в договоре адрес фиктивный, необходимо направлять претензию на юридический адрес.
Могут потребоваться следующие документы:
- копия удостоверения личности документа;
- копия договора;
- квитанции, платежные поручения об оплате, банковские выписки и другие документы, устанавливающие факт перечисления средств;
- квитанции о расходах, связанных с транспортировкой товара, другими действиями;
- расчет штрафов, неустоек;
- копия доверенности при ее наличии.
В зависимости от обстоятельств нужно предоставить дополнительные документы. Например, при возврате средств за товар – акт осмотра, заключение эксперта. В качестве доказательств допускается воспользоваться свидетельскими показаниями.
Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у заявителя. На оставшемся экземпляре уполномоченное лицо второго участника договора, нарушившего условия, проставляет дату принятия претензии, свою подпись, расшифровку и должность.
Претензию и документы при желании можно отправить по почте заказным письмом с описью вложений. Если дело дойдет до суда, то документы об отправке письма по почте докажут тот факт, что Истец выполнил требования по досудебному урегулированию спора.
Полезные ссылки:
- претензия о возврате средств за неоказанные Услуги – образец;
- о возврате за товар ненадлежащего качества – образец;
- на возврат средств за путевку – образец;
- на возврат по расписке – образец физическому лицу;
- на возврат по договору займа – образец юридическому лицу;
- на возврат средств за авиабилет – образец.
Срок рассмотрения обращения
Если в течение 10 дней с момента получения претензии нарушитель никак не отреагировал на обращение, то заявитель вправе обращаться в Роспотребнадзор или в суд.
В то же время по некоторым делам устанавливаются другие сроки:
- срок рассмотрения претензии по изменению или расторжению договора – 30 дней;
- расторжение договора по обслуживанию счета в банке – 30 дней;
- споры о страховом возмещении по ОСАГО – 5 дней;
- споры об оказании услуг связи – 2 месяца;
- споры о грузоперевозках – 30 дней.
При обращении в муниципальные учреждения срок ожидания составляет 10 дней, в государственные – 30 дней.
Особенности возврата средств за сорванную поездку
В связи с мировой пандемией многие туры и поездки сорвались, вследствие чего туроператоры, авиаперевозчики и другие компании столкнулись со множеством претензий с требованием вернуть средства.
Если человек самостоятельно бронировал билеты и отель, необходимо направить претензию к авиаперевозчику, в отель или в страховую компанию, требуя вернуть средства в соответствии со ст. 451 ГК РФ (существенное изменение обстоятельств). Есть возможность вернуть средства и за невозвратные билеты – конкретные правила возврата каждая авиакомпания устанавливает сама. То же самое касается и компаний РЖД.
Если путевка была приобретена у туроператора, то претензия направляется ему. При срыве тура из-за коронавируса в претензии указывается ст. 14 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности», согласно которой турист вправе потребовать расторгнуть договор в связи со значительным ухудшением условий поездки, которые не зависят от клиента.
Используйте онлайн форму для того, чтобы проверить, попадает ли ваш рейс под Регламент № 261/2004. Проверить можно все авиа перелеты за последние 3-6 лет.