Автор статьи: Руслан Шаршаков
Юрист практик и автор 235 статей на сайте

Можно ли вернуть деньги, переведенные на карту другого человека?

Можно ли вернуть деньги переведенные на картуЛюбой человек может случайно ошибиться в вводе реквизитов и отправить деньги на чужую карту. Шансы вернуть средства невелики, но они есть. Рассмотрим, можно ли вернуть деньги, переведенные на карту по неправильным реквизитам, и как поступить в том случае, если вам поступил ошибочно совершенный перевод.

Способы вернуть перевод на карту другого человека

Есть следующие способы вернуть перевод, произведенный ошибочно.

Договориться с получателем напрямую

Договориться можно в том случае, если вы знаете получателя напрямую или у вас есть его контакты. Обычно в таких ситуациях переводы мгновенные, проводятся частному лицу на карту по номеру телефона, поэтому отозвать их через банк не получится. Достаточно написать человеку или позвонить ему по номеру, по которому был осуществлен перевод. Необходимо сказать, что перевод был проведен по неправильным реквизитам, и попросить его вернуть деньги.

Обратиться за помощью в банк

Если деньги были перечислены по номеру карточки или счета, необходимо обратиться в банк и ознакомиться с правилами возврата таких платежей. Обычно длительность проведения платежа составляет несколько часов. Если на момент обращения в банк платеж еще не успели провести, то, скорее всего, сотрудники смогут аннулировать операцию и вернуть деньги.

Потребуется составить заявление с просьбой вернуть ошибочно проведенный платеж. В то же время в обязанности банков не входит возврат подобных платежей. Так, если клиент Сбербанка по ошибке перевел деньги не тому лицу и перевод уже отправлен, то отменить его не получится: по закону списывать деньги со счета получателя без его разрешения нельзя. Отправитель может попытаться связаться с получателем и попросить его вернуть деньги.

Внимание! При указании несуществующих реквизитов банк не проведет платеж – средства будут возвращены на изначальный счет автоматически.

Обратиться в суд

Если сумма перевода значительная, банк не оказал помощи в возврате платежа, а связаться с получателем не удалось (или он отказался делать возврат), то можно инициировать судебное разбирательство.

К исковому заявлению необходимо приложить доказательства того, что перевод действительно был произведен по ошибке – так, долгое время Истец перечислял на одинаковый счет 10-20 тысяч рублей, а в последнем месяце в реквизитах была допущена ошибка, или номер мобильного телефона нужного получателя средств отличается от чужого номера на 1 цифру.

Также и получателю средств потребуется подготовить доказательства того факта, что он ожидал получить от истца конкретную сумму средств.

Если деньги перечислены на карту мошенника

В этом случае потребуется обращаться в полицию – у банков нет полномочий на то, чтобы проводить расследования и привлекать мошенников к ответственности.

Исключение – если клиент банка оформил страховку от мошенничества. Так, при стороннем переводе средств на карту мошенника через Сбербанк в силу вступает полис «Защита карт». Услуга страхования карт предлагается и клиентам ВТБ, Альфа-Банка, Тинькофф-банка, Росбанка и т. д.

В случае если человек сам сообщил мошенникам номер карты, CVC-код, пароли и коды из SMS и другую информацию по карте, то страховка на такие случаи не распространяется, и банк не компенсирует ущерб. Претендовать на компенсацию можно тогда, когда клиент банка никому не сообщал данные о своей карте, не хранил вместе с ней PIN-код, но неожиданно ему пришло SMS о списании средств, после того как злоумышленники получили сведения о карте через звонок, по интернету или SMS.

Сначала потребуется заблокировать карту через мобильное приложение или по горячему номеру телефона своего банка, после чего составить заявление о краже средств. Полис «Защита карт» от Сбербанка мошенников может и не найти, поэтому дополнительно следует составить заявление в полицию о привлечении преступников к ответственности.

Срок проведения служебного расследования банком составляет до 30 дней. Если мошенники действовали из-за рубежа, то срок повышается до 60 дней. После этого банк вернет клиенту деньги.

Если вам пришел чужой перевод

Первым делом необходимо убедиться в том, что перевод действительно сделан по ошибке. Некоторые злоумышленники рассылают SMS-оповещения от лица банка о переводе денег, после чего перезванивают и просят вернуть перевод – в то время как на самом деле он не проводился. Если же деньги пришли, то нужно удостовериться в том, что это не ожидаемый вами перевод, – например, возврат старого долга знакомым, перерасчет, зачисление аванса.

Если деньги пришли случайно, по ошибке, то стоит связаться с представителями своего банка, описать сложившиеся обстоятельства и попросить обратно перечислить сумму. Специалисты по реквизитам звонящего вернут средства отправителю. Самостоятельно переводить деньги не нужно. Если отправитель – клиент другого банка, то за перевод может взыскиваться комиссия.

Если же воспользоваться ошибочно зачисленными платежами, то по закону это является необоснованным обогащением. Ответственности за это не предусмотрено, однако отправитель может обратиться в суд: если тот посчитает, что основания для возврата средств действительно есть, то получателя могут обязать вернуть всю полученную им ошибочно сумму истцу.

Судебная практика показывает, что иногда отправители перечисляют получателям определенные суммы по устным обязательственным отношениям, но впоследствии подают в суд с требованием вернуть деньги, обвиняя ответчиков в неосновательном обогащении.

К признакам злоупотребления правом могут относиться:

  • знакомство истца с ответчиком;
  • многократность переводов;
  • наличие встречных переводов;
  • отсутствие обращения в банк по причине ошибочно переведенных средств.

Для предотвращения подобных ситуаций рекомендуется всегда оформлять Договор. Если он отсутствует, необходимо подготовить доказательства оснований для перевода средств – например, скриншот электронной переписки, аудио- или видеозапись разговора с обсуждением предстоящего денежного перевода.

Оставьте комментарий