Автор статьи: Руслан Шаршаков
Юрист практик и автор 235 статей на сайте

Как расторгнуть договор ОСАГО по своей инициативе и вернуть деньги?

Расторжение договора ОСАГОЕсть много жизненных ситуаций, при которых полис ОСАГО продолжает действовать, однако страхователь больше не нуждается в ОСАГО. При этом расторжение договора ОСАГО допустимо по установленным законом основаниям. Правом на досрочное прекращение сотрудничества обладает не только страхователь, но и компания. В некоторых случаях клиент может претендовать на возврат денежных средств по неиспользованной страховке.

Основные сведения

Полис ОСАГО страхует ответственность автовладельца и заключается в обязательном порядке. Если водитель стал виновником ДТП, то организация берет на себя ответственность по возмещению пострадавшей стороне ущерба, нанесенного состоянию здоровья и имуществу.

Обычно срок действия полиса – 1 год, реже – полгода и меньше. Минимальный период – 20 дней (например, необходимо перегнать авто к месту проведения техосмотра). Действует ОСАГО в течение всего срока, установленного страховой компанией.

Если у владельца авто отсутствует действующий полис ОСАГО, то он не имеет права садиться за руль, ставить машину на учет. При нарушении этого правила человек рискует столкнуться с административной ответственностью в виде штрафа на сумму 500-800 рублей. Могут возникнуть и другие юридические последствия.

При покупке нового авто необходимо застраховать имущество до истечения 10-дневного срока. Оформление ОСАГО предлагают многие страховые компании – например, Ингосстрах, Альфастрахование. В Тинькофф можно оформить полис в дистанционном режиме, получив документ на электронную почту.

Если необходимо застраховать автомобиль – от угона, повреждения и т. д. – потребуется оформить КАСКО. Благодаря этому полису водитель вправе рассчитывать на возмещение ущерба, нанесенного уже ему. Но КАСКО оформляется исключительно на добровольной основе (за исключением автокредитов).

Основания для прекращения сотрудничества

Расторжение соглашения может произойти по инициативе страхователя, организации и по не зависящим от сторон обстоятельствам.

В качестве оснований могут выступать следующие обстоятельства:

  • смерть собственника авто – обычно расторжение соглашения проводится при продаже автомобиля, его дарении;
  • отзыв лицензии организации;
  • предоставление страхователем недостоверной или неполной информации, что повлияло на установление степени страхового риска (в этом случае организация вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке).

Часто владельцы транспортного средства вынуждены расторгнуть соглашение при продаже авто. Система ОСАГО предусматривает страхование ответственности владельца, поэтому если собственником стало другое лицо, потребуется оформить и подписать новое соглашение.

Расторгнуть соглашение по личному усмотрению в любой устраивающий момент владельцы полиса не могут. Страховые компании отказываются прекращать сотрудничество по причине нежелания клиента обслуживаться в конкретной организации, продолжительного отъезда, заболевания, поломки авто, отказа водить ТС и по другим основаниям, которые российским законодательством не предусмотрены.

Процесс расторжения соглашения

Прекращение сотрудничества закрепляется в письменном виде – в форме отдельного документа. Клиент обращается в организацию и предоставляет заявление о досрочном расторжении соглашения. В качестве основания он предъявляет Договор купли-продажи авто или другие документы, подтверждающие наличие законных оснований.

Редко, но иногда расторжение соглашения проводится по инициативе страховщика, из-за виновных действий клиента. В этом случае организация информирует клиента о запланированном расторжении сотрудничества с подробным указанием причин. К уведомлению прикладываются документы, которые подтверждают наличие оснований для прекращения сотрудничества.

Необходимые документы

Клиенту требуется подготовить такой пакет документов:

  • заявление;
  • договор страхования (оригинал);
  • ксерокопия паспорта клиента или его представителя по доверенности, наследника;
  • ксерокопия соглашения купли-продажи авто;
  • ксерокопия свидетельства о смерти клиента, о вступлении в наследственные права;
  • квитанция, устанавливающая оплату страховой премии.

Также нередко требуются документы, которые подтверждают основания для прекращения сотрудничества:

  • договор дарения авто;
  • свидетельство о кончине владельца авто;
  • акт утилизации транспортного средства;
  • ксерокопия ПТС с пометкой о новом владельце.

Если страховая компания перечисляет деньги только безналичным способом, необходимо предоставить ксерокопию сберкнижки с банковскими реквизитами.

Рекомендуется связаться с представителями страховой компании по телефону и уточнить пакет документов.

Возврат денежных средств

Поскольку стоимость полиса ОСАГО в последние годы резко выросла, при расторжении соглашения с компанией заявители планируют оформить возврат средств. Сумма к возврату зависит от продолжительности действия страховки.

Есть следующие основания для возврата средств.

  • Денежные средства возвращаются страхователю, если он проводит продажу автомобиля. Собственник авто не должен нести финансовые траты, если он прекращает сотрудничество с компанией без совершения виновных действий, без безосновательного отказа и на протяжении всего срока показал себя добросовестным клиентом.
    Внимание! Деньги возвращаются с момента подписания клиентом заявления о прекращении сотрудничества, а не с момента оформления договора купли-продажи.
  • Водитель попал в ДТП, в результате которого автомобилю был нанесен существенный ущерб, и восстановление транспортного средства невозможно. В таком случае дата досрочного прекращения сотрудничества – дата ДТП.

Для возврата средств необходимо обратиться в страховую компанию и расторгнуть соглашение. Оно прекратит действовать в день обращения, если клиент лично пришел в учреждение, или в день вручения организации документов, отправленных по почте.

Денежные средства перечисляются клиенту не позже чем через 2 календарные недели с момента получения заявления о прекращении сотрудничества.

Действия при отказе компании возвращать средства

Иногда к причинам отсутствия денежного перевода относятся организационные проблемы в самой страховой компании. В этом случае необходимо посетить отделение организации – возможно, сотрудники компании самостоятельно разберутся, на каком этапе возникли заминки.

Некоторые недобросовестные компании могут отказать клиенту в обоснованном возврате средств. В этом случае потребуется инициировать судебное разбирательство. Можно добиться справедливости и досудебными методами регулирования спора – к примеру, направить в контролирующие органы жалобу, описав в ней неправомерные действия страховой организации. Также можно обратиться в ФССН или в РСА.

При себе необходимо иметь ксерокопии полиса и заявления на расторжение соглашения.

В крупных и проверенных организациях обычно подобных проблем не возникает – процесс прекращения сотрудничества и возврата денежных средств давно отлажен.

Дополнительные особенности и нюансы

По закону страховая компания обязана вернуть клиентам средства за неиспользованную страховку, если она стала банкротом. Но добиться положенных выплат невозможно.

Если за возвратом средств планирует обратиться наследник, то он может вступить в наследственные права через полгода с момента смерти страхователя. До этого срока получить деньги не удастся. В случае если наследников несколько, то выплата делится на каждого человека пропорционально.

Компания возвращает долю премии пропорционально количеству дней, оставшихся до окончания срока действия соглашения, за вычетом 23 %. 23 процента – это расходы, которой организации придется понести в любом случае.

Подводим итоги

Таким образом, законодательство РФ устанавливает конкретный перечень оснований, по которым клиент страховой компании вправе претендовать на досрочное прекращение сотрудничества и возврат неиспользованных денежных средств. Клиенту организации (или его законному представителю, наследнику) потребуется составить заявление на расторжение договора и приложить к нему необходимые документы.

В некоторых случаях страховая организация может по своей инициативе расторгнуть договор с клиентом, но на практике такое случается редко.

Оставьте комментарий