Регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество позволяет зафиксировать принадлежность жилья конкретному гражданину или компании. Без регистрации сделок в Росреестре Договор купли-продажи недействителен. Рассмотрим, как зарегистрировать переход прав собственности и какие документы потребуется подготовить.
Основные положения
Госрегистрация перехода прав собственности на жилье предполагает внесение записи об этом в ЕГРН – единую базу данных прав на Недвижимость. Регистрация проводится в Росреестре – федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии. Гражданин может подать одно заявление на регистрацию прав и одновременно на кадастровый учет.
Выделяются основания для отказа в оказании услуги:
- Заявитель не предоставил определенные документы – например, личный паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- В оформленных документах выявлены ошибки, некорректные данные, приписки, исправления, записи карандашом;
- Уполномоченные лица заподозрили предоставление поддельных документов;
- На недвижимость наложен арест;
- Предыдущий собственник наложил запрет на проведение с недвижимостью каких-либо юридических сделок.
Также в приеме гражданину будет отказано, если он вследствие заболевания, неграмотности, физического недостатка не в состоянии осознать последствия своих действий, не может ими руководить, не способен сам подписать заявление.
Продолжительность процедуры зависит от того, через какой орган обращался человек с заявлением. Сроки составляют от 5 до 12 рабочих дней.
Порядок действий
Для регистрации перехода прав собственности на жилье нужно выполнить следующие действия.
Подготовка документов
Потребуется подготовить следующие документы:
- Заявление с просьбой зарегистрировать переход прав собственности;
- Паспорта сторон сделки;
- Правоустанавливающая документация на недвижимость – например, договор купли-продажи, договор приватизации, судебное постановление;
- Справка из БТИ, если имущество было зарегистрировано до 1998 года;
- Нотариальное разрешение супруга на проведение сделки, которое оформляется через нотариуса;
- Квитанция об оплате госпошлины.
В зависимости от конкретной ситуации могут быть запрошены дополнительные документы.
Если человек отправляет документы по почте или e-mail, то заявление он составляет самостоятельно. При личном обращении в МФЦ или Росреестр документ заполняют сами сотрудники, а заявитель только ставит свою подпись.
Госпошлина составляет 2 тыс. р. для физических лиц и 22 тыс. р. для юридических лиц.
Обращение в уполномоченные органы
Есть 2 варианта регистрации перехода прав собственности.
Через Росреестр
Можно подать документы в Росреестр при личном обращении в организацию, в электронном виде или по почте заказным письмом. При личном обращении необходимо отправиться в офис Росреестра по адресу нахождения недвижимости. При себе нужно иметь оригинал паспорта.
Для отправки документов по почте потребуется вложить в конверт копию паспорта, заверив ее в нотариальном порядке. Нотариальное удостоверение требуется и для сделки с жильем. А для отправки документов в электронном виде необходимо иметь квалифицированную электронную подпись.
Через МФЦ
МФЦ не регистрируют сделки купли-продажи недвижимости, а только выполняют посреднические Услуги между гражданами и Росреестром. Обращаться можно в МФЦ не только по адресу нахождения жилья, но и в любой другой центр, даже в ином городе.
Для многих обращение в МФЦ – наиболее удобный вариант. Можно записаться на прием заранее через сайт центра, по телефону или прийти в ближайшее отделение МФЦ без записи, взяв после прибытия талон электронной очереди. В МФЦ есть платежные терминалы, через которые можно оплатить госпошлину перед передачей сотруднику пакета документов.
Сотрудники МФЦ только принимают документы на регистрацию и затем направляют их в Росреестр. Они не проверяют документы на подлинность, грамотность оформления. Если заявитель допустил в составлении документов ошибки, не предоставил какие-либо важные справки, то он столкнется с задержками и приостановками в регистрации. Также ему могут отказать в предоставлении услуги.
Во избежание этой ситуации можно предварительно обратиться к нотариусу, который проверит документы, проведет их правовую экспертизу и затем самостоятельно направит их в Росреестр. Если заявитель столкнулся с неправомерным отказом, то его можно оспорить через суд.