skip to Main Content

Прописка с правом собственности (регистрация)

Прописка с правом собственности (регистрация)

Регистрация в жилье и право собственности на него – разные понятия. Если гражданин прописан в жилом помещении, но квартира записана на другом человеке, то никаких прав на нее зарегистрированный не имеет. Однако есть и определенные исключения, которые касаются неприватизированного жилья. Рассмотрим, что представляет собой прописка с правом собственности, как она оформляется.

Основные сведения

Регистрация по месту проживания (постоянная прописка) обычно оформляется у родственников – например, человек прописывается в квартире у своего ребенка, родителя, супруга. Наличие регистрации предоставляет гражданину право пользоваться квартирой – проживать в ней, однако владеть и распоряжаться ею (проводить с ней сделки купли-продажи, передавать по дарственной или завещанию) он уже не сможет.

Оформить постоянную регистрацию на чьей-либо территории удастся только в том случае, если ее собственник предоставит свое письменное согласие, заверенное сотрудником нотариального агентства.

Таким образом, только собственник помещения вправе владеть, распоряжаться и пользоваться квартирой по своему усмотрению. Члены семьи собственника и другие его родственники, зарегистрированные по данному адресу, могут только пользоваться этой квартирой.

Что касается временной регистрации, то она тоже не предоставляет никаких прав на жилье. Временная прописка оформляется в течение 3 месяцев с момента прибытия человека по новому адресу, а с регистрационного учета по месту постоянного проживания гражданин не снимается. Оформить временную регистрацию можно на любой срок, однако ее максимальная продолжительность составляет 5 лет. При необходимости действие непостоянной регистрации можно продлить.

Наши эксперты знают ответ на Ваш вопрос

Хотите решить свою проблему? Бесплатно проконсультируйтесь у нашего юриста по форме или по номерам телефонов:

Юридические последствия оформления регистрации

Если владелец жилья решит продать квартиру, подарить ее, передать по наследству, то ему придется обращаться в суд для выписки человека, обладающего постоянной пропиской на данной территории – если тот не желает сниматься с учета и съезжать с квартиры на добровольной основе.

Прописанный человек получают возможность регистрировать на данной жилплощади своих детей и других родственников. Получать письменное разрешение собственника жилья уже не нужно. Прописанные люди не обладают правом собственности на квартиру, однако проведение юридических сделок с ней будет затруднено.

Так, при выселении зарегистрированных детей до 18-летнего возраста потребуется обращаться к сотрудникам органов опеки и прокуратуры для получения разрешения. При этом суд может установить срок, в течение которого прописанным лицам придется найти новое место жительства.

По этим причинам собственники часто оформляют разрешение только на временную регистрацию вселяемого, которая будет действовать в течение установленного периода времени. После того как срок подойдет к концу, право проживающего пользоваться квартирой будет утрачено. При его нежелании покинуть жилье собственник вправе подать в суд иск.

Прописка с правом собственности: что это

Если квартира не приватизирована, то при наличии в ней постоянной регистрации проживающие вправе получить долю в ней. Приватизация представляет собой передачу в собственность человека государственного жилого помещения на бесплатной основе.

В случае если кто-либо из взрослых уже воспользовался своим правом на приватизацию, то провести процедуру ему уже не получится – для приобретения доли ему потребуется заплатить ее рыночную стоимость. Исключение – ребенок до 14-летнего возраста: если до этого возраста он принимал участие в приватизации, то в дальнейшем он все равно вправе 1 раз приватизировать жилье.

Если же квартира уже приватизирована, то получить в ней долю можно только на основании договора дарения, купли-продажи или пожизненной ренты, оформленного от лица собственника жилья.

Как сделать регистрацию

Для получения постоянной или временной регистрации потребуется подготовить такие документы:

  • заявление;
  • паспорт или свидетельство о появлении ребенка на свет, если прописка оформляется для него;
  • документ, на основе которого оформляется регистрация: свидетельство о собственности на жилье (когда человек регистрируется в своей личной квартире), письменное разрешение собственника или договор соцнайма при регистрации в муниципальном жилье;
  • письменное согласие владельца помещения и других собственников жилья;
  • акт об установлении попечителя или опекуна (при наличии данного документа).

Если человек оформляет постоянную регистрацию, то предоставлять ему документ, который подтверждает снятие с учета по предыдущему месту жительства, не потребуется. Как только заявитель зарегистрируется по новому адресу, прежняя прописка будет аннулирована в автоматическом режиме.

Есть несколько способов оформления регистрации.

  • Наиболее быстрый и простой – через портал госуслуг, для чего нужна подтвержденная учетная запись. После авторизации на сайте потребуется найти необходимую услугу и заполнить электронное заявление. Затем пользователь на протяжении 3 рабочих дней получит уведомление, в котором будет содержаться информация о дате посещения ГУВМ МВД. Потребуется предоставить сотруднику учреждения необходимые документы для их сверки с информацией, указанной в электронном заявлении. Регистрация будет оформлена в этот же день.
  • Также можно обратиться в МФЦ или управляющую компанию. В этом случае срок оказания услуги увеличится, поскольку потребуется время для передачи документов в орган регистрационного учета. Сотрудник заберет документы, предоставленные заявителем, и взамен выдаст ему расписку. В ней будет содержаться приблизительная дата готовности услуги.
  • Наконец, можно посетить ГУВМ МВД и предоставить сотруднику учреждения все необходимые документы. Представитель органов примет их и сообщит заявителю, когда тому потребуется вновь посетить учреждение. Срок оказания услуги составляет от 3 до 8 рабочих дней. Недостатки – очередь и не всегда удобный режим работы учреждения.

Дополнительные особенности и нюансы

  • В согласии собственника на вселение и регистрацию в квартиру человека необходимо указать информацию о себе и вселяемом, адрес жилья, количество нотариально удостоверенных экземпляров письменного разрешения. В конце ставится подпись собственника жилого помещения. Скачать образец написания согласия можно по этой ссылке.
  • Если человек планирует оформить постоянную регистрацию, то он заполняет заявление по форме №6, а если временную – по форме №1. Можно составить заявление непосредственно в МФЦ или ГУВМ МВД, чтобы избежать ошибок.
  • Если регистрация оформляется для ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, то он получит свидетельство о прописке, так как паспорт у него отсутствует.
  • Новорожденный ребенок регистрируется исключительно по адресу проживания его родителей. Прописать малыша у других родственников не получится. Если ребенок регистрируется по месту проживания матери, а отец находится отдельно, то получать письменное согласие от мужчины не нужно. Если малыша прописывают по месту проживания отца, то к общему пакету документов ему потребуется приложить письменное разрешение на проведение процедуры от матери.
  • За оформление регистрации плата не взимается, госпошлина не установлена.
  • Отсутствие прописки влечет за собой штрафные санкции, размер которых зависит от региона проживания нарушителя и от того, физическим или юридическим лицом он является. Фиктивная прописка может привести к уголовной ответственности.

Подводим итоги

Наличие регистрации в чужом жилье не предоставляет проживающему право собственности на квартиру. Но для того чтобы выселить зарегистрированного, собственнику потребуется обратиться в суд, а в некоторых ситуациях – в органы опеки и прокуратуру.

Право на долю в квартире предоставляется человеку только в том случае, если он приватизировал жилое помещение. Когда приватизация невозможна (например, гражданин уже воспользовался своим правом на нее), то для получения доли в квартире потребуется заплатить ее рыночную стоимость.

Для оформления регистрации потребуется подготовить определенный перечень документов и предоставить их сотрудникам ГУВМ МВД или МФЦ. Также можно воспользоваться порталом госуслуг.

Если у Вас есть вопросы, то наш дежурный юрист готов бесплатно вас проконсультировать

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top