Сегодня получить информацию из земельного госкадастра можно по упрощенной процедуре. Свидетельство о праве собственности не выдается – вместо него оформляется кадастровая выписка о земельном участке в бумажном или электроном варианте. Рассмотрим, как ее получить.
Основные сведения
Кадастровая земельная выписка – документ, в котором указана информация из земельного госкадастра по участкам. Сведения затрагивают описание конкретной территории и ее правовой статус. Если владелец участка не организовал процедуру межевания и не предоставил информацию в Росреестр, то сведений о нем в систематизированном каталоге об объектах недвижимости отсутствуют.
Кадастровая выписка может потребоваться во многих обстоятельствах – например, если необходимо:
- оформить льготы;
- предоставить участок в качестве залога банку;
- получить точные сведения о границе территории при решении спорной ситуации, затрагивающей землю;
- оформить землеустроительные документы после проведения процедуры межевания;
- поставить на учет объект недвижимости, находящийся на земельном участке;
- получить сведения о кадастровой стоимости земли;
- рассчитать размер налога за участок, проверить его обоснованность, оспорить чересчур завышенные налоги;
- проверить, есть ли информация об объекте в земельном госкадастре;
- проверить, не находится ли земля в обременении, не является ли она залоговым имуществом, не наложен ли на нее арест (актуально для покупателей объекта).
Потенциальный покупатель земельного участка должен получить выписку об объекте недвижимости за 2 недели перед проведением запланированной сделки. Это позволит убедиться в том, что объект не является залоговым имуществом банка.
Где и как получить выписку
Есть следующие способы получения выписки:
- территориальное отделение Росреестра, которое располагается по адресу нахождения целевого объекта;
- МФЦ;
- через онлайн Росреестр бесплатно;
- портал госуслуг;
- через запрос по Почте России.
Практика показывает, что самый распространенный вариант – обращение в офис Росреестра лично. Узнать о том, где располагается необходимое отделение и как к нему добраться, можно на публичной кадастровой карте – достаточно нажать на земельный участок.
Далее необходимо совершить следующие действия:
- заполнить бланк заявления, указав, в каком виде следует получить выписку – в бумажном или электронном;
- предоставить свой паспорт;
- получить реквизиты для оплаты госпошлины.
Аналогичные действия следует выполнить при обращении в МФЦ, если отделение центра устраивает заявителя по расположению и режиму работы. Единственное – посетителю не нужно заполнять заявление, поскольку его составляет сам сотрудник центра.
Документы посредством почты практически не направляются.
При нежелании тратить время на посещение офиса можно направить заявку в дистанционном режиме, через интернет, воспользовавшись сайтом Росреестра или порталом госуслуг. Оплатить госпошлину тоже можно онлайн, по карте.
Оформление выписки занимает до 5 рабочих дней. Готовый документ действителен на протяжении 30 рабочих дней. В течение этого срока данные считаются актуальными.
Заказать выписку срочно с электронно-цифровой подписью можно на сайте egrp365.org.
Стоимость
Стоимость получения выписки зависит от следующих обстоятельств:
- если заявителем выступает физическое лицо, то оформление документа обойдется ему в 300 рублей (в электронном варианте) или в 750 рублей (в бумажном варианте с подписью и печатью);
- если заявителем выступает юридическое лицо, то оформление документа потребует оплаты в 950 рублей (в электронном варианте) или 2200 рублей (в бумажном виде).
Также стоимость выписки будет выше, если заявителю необходима справка с координатами участка.
Пример выписки
Есть два варианта предоставления выписки – краткая и расширенная. Расширенный тип выписки доступен только владельцу участка, так как в этом документе содержатся конфиденциальные сведения – например, информация о том, что кто-либо из собственников ограничен в дееспособности. Если бы подобные данные находились в открытом доступе, то ими могли бы воспользоваться мошенники.
Выписка содержит следующие сведения:
- кадастровый №;
- категория участка;
- вид допустимого пользования земли;
- кадастровая стоимость;
- адрес, площадь.
К особенностям электронной выписки относятся следующие:
- выдается в формате .html или .xml;
- можно открыть в любом установленном на ПК браузере;
- можно загрузить на любой носитель (например, флешку) и распечатать;
- печать и ручная подпись регистратора отсутствуют – вместо них с документом предоставляется ЭЦП, которая аналогичным образом подтверждает подлинность документа.
Электронную выписку могут идентифицировать судебное учреждение, банк или иной уполномоченный орган, запрашивающий документ.
Дополнительные особенности и нюансы
В отличие от выписки, кадастровый паспорт требуется в обязательном порядке предоставить при проведении любой имущественной сделки, будь то продажа или покупка земли, ее Мена, дарение, предоставление в аренду. Паспорт есть только у тех объектов, которые находятся на учете. Его действие не ограничивается сроками, поэтому сведения о нем по истечении времени могут оказаться неактуальными.
Что касается выписки, то она носит информативный характер, указанные в ней сведения актуальны на дату выдачи. Некоторые организации отказываются принимать выписку, если с момента ее оформления прошло несколько дней.
Подводим итоги
Таким образом, получить информацию о земельном участке может как его собственник, так и любое другое третье лицо. Однако только владелец объекта вправе оформить расширенную выписку – остальным доступен только краткий вариант документа. Для получения выписки можно обратиться в Росреестр – лично или через сайт, отправиться в МФЦ или воспользоваться сайтом госуслуг. Стоимость оказания Услуги зависит от того, кем является заявитель и в какой форме ему необходим документ.