Справка из ЗАГСа о заключении брака содержит сведения о семейном положении обратившегося лица. Она может потребоваться в любой момент для того, чтобы подтвердить текущий семейный статус – например, при оформлении соцпособий и пенсий, при утрате свидетельства о браке.
Поскольку сведения о регистрациях браков подлежат учету, их содержат в архивах ЗАГСа, и люди вправе запросить оформление справки о своем союзе в виде бумажного документа.
Основные сведения
Запросить оформление справки вправе следующие лица:
- муж/жена;
- родной почившего человека, который состоял в этом браке;
- попечитель/опекун лица, который состоял в том браке, но получил постановление в недееспособности;
- представитель по соответствующей доверенности.
Также супруги вправе запросить оформление нового свидетельства о заключении супружеского союза, если оригинал был потерян. Но после развода им доступна только справка по форме 28 – получить дубликат свидетельства они уже не смогут.
При некоторых обстоятельствах заявители сталкиваются с отказом в оформлении справки. Это сделано с целью сохранения личных сведений о человеке в тайне.
Также основаниями для отказа могут выступать отсутствие паспорта заявителя, квитанции о госпошлине, заявления. Если в справках и бумагах будут выявлены недостоверные сведения, в оказании Услуги тоже откажут. Когда заявитель не согласен с отрицательным решением, он вправе его оспорить – например, инициируя судебное разбирательство.
Где выдается справка
За справкой нужно отправиться в то отделение ЗАГСа, в котором и происходила регистрация супружеского союза.
Есть разные варианты обращения в это учреждение:
- личное посещение отделения ЗАГСа (или посещение доверенным лицом);
- самостоятельное посещение МФЦ или помощь представителя;
- отправление заявления и прикладываемых бумаг Почтой России заказным письмом с описью вложений и оповещением о передачи конверта.
В ЗАГСе содержатся архивные документы с записями о семейном положении человека. Период оказания услуги – непосредственно в день обращения заявителя.
Если было решено обратиться в МФЦ, то можно отправиться в любое удобное отделение. Но есть и недостаток: поскольку подобные центры – посредники между гражданами и государственными учреждениями, то из-за пересылки и доставки документов период оказания услуги может увеличиться на несколько дней.
То же самое касается и пересылки документации по Почте России – это также увеличит период оказания услуги. Практика показывает, что некоторые заявители по каким-то причинам не получали извещения о высылке справки, однако она находилась в архиве и через год с момента поступления уничтожалась как невостребованная.
Как получить справку
Порядок действий:
- составить заявление;
- подготовить документы, которые устанавливают наличие у заявителя оснований для обращения с данной просьбой;
- подать заявление с документами в ЗАГС;
- получить справку и расписаться в журнале.
Заявление должно отражать такие сведения:
- наименование конкретного отделения ЗАГСа;
- информация о заявителе: ФИО, адрес регистрации и проживания, реквизиты паспорта;
- просьба выдать справку (форма 28 или 27 с указанием ФИО супругов;
- название ЗАГСа, который зарегистрировал гражданское состояние супругов;
- дата регистрации, № актовой записи;
- зачем нужна справка – например, для работы;
- дата написания заявления, подпись обратившегося лица.
Исправления, зачеркивания и ошибки недопустимы – заявление составляется с соблюдением правил деловой переписки.
К запрашиваемым документам, прикладываемым к заявлению, могут относиться следующие:
- паспорт;
- документ, устанавливающий наличие родственной связи с одним из супругов (пометка в паспорте, свидетельство о появлении на свет, судебное постановление о признании отцовства);
- свидетельство о смерти супруга, документы о признании его почившим, безвестно пропавшим;
- документы об установлении попечительства, опеки;
- судебное постановление о недееспособности, медзаключение о физическом состоянии человека;
- Доверенность;
- квитанция, устанавливающая оплату госпошлины.
Конкретный пакет справок и бумаг зависит от сложившихся обстоятельства.
Стоимость
Обычно для получения госуслуг необходимо оплатить госпошлину, и оформление справки – не исключение. Сумма госпошлины на текущий момент – 200 рублей.
Если требуется получить дубликат свидетельства о заключении супружеского союза, то сумма к оплате увеличивается и составляет 350 рублей.
Актуальные реквизиты для оплаты пошлины можно получить через госуслуги, в территориальном отделении ЗАГСа или МФЦ.
Дополнительные особенности и нюансы
Образец 27 предназначен для составления заявления о выдаче справки для супругов, которые на момент обращения находились в официальном браке. Если союз расторгнут, то заявителям оформляется справка на бланке формы № 28. В последней содержится информация о расторжении супружеских отношений.
Если человеку нужно доказать, что на текущий момент он не состоит в браке, то ему потребуется справка по форме 35. Это справка о семейном положении, устанавливающая тот факт, что записи о его семейном положении отсутствуют. Необходимость в получении такого документа может возникнуть, к примеру, при регистрации брака с человеком из другой страны, при сделках с недвижимостью и движимым имуществом, при оформлении пособия мамам-одиночкам и в других случаях.
Подводим итоги
Таким образом, для оформления новой справки о брачном союзе потребуется отправиться в то отделение ЗАГСа, где и регистрировался супружеский союз. Также можно отправиться в МФЦ, воспользоваться помощью законного представителя или переслать документы с заявлением по почте. В случае если заявитель не вправе запрашивать подобную услугу или с его документами возникли какие-либо проблемы, то в оказании услуги ему откажут.