Автор статьи: Алена Подшиблова
Юрист практик и автор 146 статей на сайте

Особенности возврата ювелирных изделий

Возврат ювелирных изделийЗакон «О защите прав потребителей» (ст. 18) содержит правила возврата украшений. Согласно ему, возврат ювелирных изделий производится исключительно при наличии заводского недостатка, о котором умолчал Продавец.

Особенности продажи ювелирных изделий

Продавец должен соблюдать следующие правила:

  • наличие на товаре оттисков, пробирных клейм (если изделие до 3 г, допускается отсутствие пробирного клейма);
  • наличие сертификата, разрешающего торговлю драгоценными камнями;
  • осмотр украшения перед его выставлением на витрину с целью обнаружения брака, сохранности пломб и ярлыков;
  • нахождение украшения в защитной упаковке;
  • взвешивание изделия по просьбе покупателя;
  • выдача клиенту товарного чека с информацией о драгоценном камне, виде покупки и пробе изделия, если в кассовом чеке таких сведений нет.

Если в украшении есть недрагоценные камни, то факт об этом тоже указывается на ярлыке.

Особенности возврата ювелирных изделий

Если продавец скрыл наличие брака и дефектов, то покупатель вправе:

  • потребовать предоставить ему аналогичный товар бесплатно;
  • потребовать снизить стоимость купленного изделия;
  • потребовать вернуть денежные средства или устранить дефект за счет бюджета салона.

Например, магазин ювелирных изделий Санлайт (Sunlight) самостоятельно инициирует проверку качества украшения и по результатам предлагает ремонт, обмен или возврат денег на подарочный сертификат.

По стандартным правилам можно вернуть товар, если он не понравился – например, не подошел по размеру (при соблюдении условий – сохранение первоначального вида и потребительских свойств, наличие кассовых чеков). Однако в случае с ювелирными изделиями правила другие.

Закон о «Защите прав потребителей» устанавливает следующее правило: вернуть украшение допускается только при наличии брака и дефектов, которые человек заметил уже после приобретения товара. Если покупателю, например, не подошло по размеру или разонравилось кольцо, вернуть его уже не получится.

Когда можно вернуть ювелирное изделие

Ювелирные изделия подлежат возврату, если они были проданы с браком, что подтверждается такими обстоятельствами:

  • выпадение вставок из изделия;
  • неправильное функционирование или полная остановка часов в ювелирном изделии, поломка браслета;
  • несоответствие пробы заявленной;
  • быстрое появление на золотой или серебряной цепочке дефектов: болтающиеся звенья, не работающий должным образом замок.

В зависимости от типа украшения могут быть выявлены и другие дефекты, которые делают невозможным его эксплуатацию.

Сроки возврата товара ненадлежащего качества

Украшения возвращаются:

  • в течение 14 дней после того, как покупатель обнаружил в них видимый Брак;
  • в течение полугода после того, как клиент выявил скрытый брак.

Необходимо принимать в учет Гарантийный срок, во время которого покупатель может направить претензию продавцу. При установлении изготовителем этого срока предоставление доказательств того, что дефекты появились до передачи покупателю украшения, – задача продавца. При отсутствии срока сделать это должен уже покупатель. Можно воспользоваться услугами независимых экспертов.

Обычно изготовители устанавливают гарантийный срок в 1 год. Если информации о гарантии нет, то по закону допустимый срок для возврата ювелирного изделия – 2 года.

Денежные средства возвращают на протяжении 3-10 дней с того момента, как продавец принял изделие обратно. Продолжительность экспертизы может составить до 45 дней.

Порядок возврата ювелирного украшения

Возврат изделия в магазин проводится по следующему алгоритму.

  • Покупатель направляет продавцу претензию. При ее составлении необходимо ссылаться на соответствующие разделы закона о защите прав потребителей. К претензии прикладываются чеки об оплате, пломбы, ярлыки.
  • Для выявления причины возникновения брака продавец за свой счет направлять изделие на проверку. Если Экспертиза проводится за счет покупателя, то ему необходимо оставить в магазине копию соответствующих документов, забрав оригинал акта о проверке и результатах.
  • Если покупатель имеет законные основания требовать возврата средств, то его приглашают в магазин и предлагают способ возмещения.

В претензии необходимо указать следующие сведения:

  • наименование продавца, реквизиты;
  • информация о покупателе: ФИО, адрес, контакты (телефон, e-mail);
  • дата и время покупки изделия, его тип, стоимость;
  • документы, подтверждающие проведение сделки;
  • дата выявления брака;
  • ссылки на законодательные нормы;
  • требование заявителя (например, вернуть средства, заменить изделие на аналогичное);
  • перечень прикладываемых документов;
  • дата, подпись, расшифровка.

Претензия составляется письменно или в печатной форме в двух экземплярах. Один из них остается у покупателя – на этом документе уполномоченные лица проставляют отметки о принятии обращения.

Ознакомиться с образцом претензии можно по этой ссылке.

Когда в возврате украшения откажут

Законодательство устанавливает такие причины для отказа в удовлетворении требований покупателя:

  • товар надлежащего качества;
  • покупатель сам специально или случайно испортил украшение;
  • покупатель нарушил сроки обращения к продавцу за возвратом товара.

Если продавец отказывает в приеме изделия без законных оснований, покупатель вправе направить ему жалобу, а затем – обратиться в Роспотребнадзор или подать Иск в суд.

При обращении в Роспотребнадзор необходимо приложить к заявлению все относящиеся к делу документы, в том числе копии о проведенной экспертизе, если покупатель организовал ее за свой счет. Практика показывает, что в большинстве случаев ювелирные салоны идут навстречу клиенту и возмещают ему средства. Исключение – если продавец уверен в своей правоте.

При отсутствии результата необходимо обращаться в суд. Если требования истца будут удовлетворены, то он вправе претендовать на возмещение денежных средств, потраченных на изделие, и на пени в 3% от стоимости покупки.

Оставьте комментарий