Без свидетельства о смерти родственника невозможно вступить в наследственные права и принять имущество почившего. Если документ был потерян, испорчен или украден, его необходимо в срочном порядке восстановить, оформив дубликат. Рассмотрим, как восстановить свидетельство о смерти умершего родственника, если оно утеряно.
Основные положения
Восстановить свидетельство о смерти может родственник умершего человека или его официальный представитель доверенности, удостоверенной нотариусом.
Дубликат свидетельства содержит в себе стандартные сведения:
- ФИО, дата и место рождения почившего родственника;
- гражданство умершего;
- дата, время и место смерти человека;
- дата оформления документа, № актовой записи;
- адрес проведения госрегистрации смерти;
- наименование органа ЗАГСа;
- дата оформления дубликата.
Свидетельство оформляется на листе бумаги А4, содержит специальные водяные знаки, а также подписи и печати уполномоченных лиц. От оригинального документа дубликат почти ничем не отличается, за исключением того, что теперь он содержит слово «повторно». С момента выдачи дубликат получает полную юридическую действительность, а оригинал документа, даже если впоследствии он будет найден, уже недействителен.
Как восстановить свидетельство о смерти, если оно потеряно
Оформить дубликат документа можно следующими способами.
Через личное обращение в ЗАГС
Необходимо обратиться в отделение ЗАГСа по месту выдачи свидетельства о смерти.
При себе нужно иметь:
- заявление на оформление свидетельства;
- паспорт;
- документ, устанавливающий родство с умершим, – например, свидетельство о рождении заявителя, записи из паспорта, свидетельство о браке, судебное постановление об отцовстве для восстановления свидетельства о смерти отца;
- квитанция об оплате госпошлины – 350 рублей;
- копия потерянного свидетельства при наличии;
- нотариально удостоверенная Доверенность, если за свидетельством обращается законный представитель родственника почившего;
- выписка из домовой книги, медицинское заключение о смерти – запрашивается сотрудниками ЗАГСа в редких случаях.
В заявлении следует указать такие сведения:
- наименование отдела ЗАГСа, адрес;
- информация о заявителе: ФИО, адрес проживания, паспортные данные;
- просьба выдать повторное свидетельство о смерти родственника с указанием даты его ухода из жизни;
- место госрегистрации, дата;
- основание для восстановления свидетельства;
- дата, подпись заявителя.
В качестве основания может выступать тот факт, что, к примеру, свидетельство о смерти бабушки было потеряно, утрачено или испорчено, что на нем невозможно различить информацию, но при этом оно необходимо для вступления в наследственные права.
Скачать образец заявления можно по этой ссылке. Оно заполняется черными или синими чернилами, четким понятным почерком без исправлений и корректировок.
Новое свидетельство выдается заявителю в день обращения.
Если человек обратился в другой ЗАГС, то необходимо учитывать время на пересылку документации.
Через госуслуги
Необходимо авторизоваться на портале и перейти на страницу оказания Услуги по восстановлению свидетельств.
Далее в специальной форме указываются следующие сведения:
- отделение ЗАГСа, оформившее первоначальное свидетельство о смерти;
- паспортные данные заявителя, ФИО и адрес проживания;
- ФИО почившего родственника, дата и адрес смерти;
- при наличии сохраненной копии свидетельства – его номер, серия;
- e-mail, на который будут направляться оповещения;
- адрес отделения ЗАГСа, в котором заявитель планирует получить дубликат.
Далее сервис предложит оплатить госпошлину через банковскую карту или другими способами на выбор.
Срок рассмотрения электронного заявления – 30 дней. В течение этого периода заявителю отправят информацию о том, где он может повторно получить свидетельство о смерти.
Электронная услуга доступна не во всех регионах. Если подать заявление через портал нельзя, потребуется обращаться в нужный ЗАГС другими способами.
Через МФЦ
Для восстановления свидетельства необходимо передать сотруднику центра перечисленные выше документы с заявлением и получить расписку. В ней будет указана приблизительная дата готовности услуги.
Отслеживать статус обращения можно через сайт регионального центра по реквизитам расписки или по телефону.
Перед обращением в МФЦ рекомендуется связаться с сотрудниками центра и уточнить, оказывают ли они данные услуги.
Основания для отказа в оказании услуги и способы его оспорить
Если в нужном отделении ЗАГСа информация о смерти человека по каким-либо причинам отсутствует, то заявитель получит отказ в оказании услуги.
Также есть и другие основания для отказа – например:
- обратившийся человек не указал в заявлении, для чего ему необходимо восстановить свидетельство, в результате чего сотрудники установили отсутствие его заинтересованности в получении документа;
- заявитель не предоставил запрашиваемые документы – например, не подготовил квитанцию об оплате госпошлины;
- у заявителя нет законных прав на получение услуги – так, если в ЗАГС обратится женщина с просьбой восстановить свидетельство о смерти мужа, однако будет выяснено, что супруги не регистрировали свой брачный союз официально, то в оформлении свидетельства ей откажут.
После устранения недостатков (например, корректного заполнения заявления, подготовки всех необходимых документов) следует обратиться в ЗАГС повторно. Придется заново оплачивать госпошлину, прикладывая квитанцию к общему пакету документов. Оплаченные в прошлом средства возврату не подлежат.
Если человек считает, что отказ в оформлении свидетельства является необоснованным, то для защиты своих прав он может обратиться в суд. В исковом заявлении следует указать требование признать действия сотрудников ЗАГСа незаконными, обязать их оформить копию документа. Но практика показывает, что подобные действия занимают много времени.