Автор статьи: Юлия Громовенко
Юрист практик и автор 478 статей на сайте

Кто виноват в ДТП при повороте налево на перекрестке и при обгоне

Каждый водитель ежедневно совершает множество маневров на дороге. Именно поворот налево является наиболее частой причиной создания аварийно-опасных ситуаций на дороге. В таких ситуациях бывает довольно сложно определить, кто из участников является виновником аварии. Это связано с тем, что правила дорожного движения имеют множество поправок и нюансов. Однако если водитель будет в точности соблюдать предписания свода правил, риск аварии можно минимизировать.

Дорожно-транспортное происшествие при левом повороте


Особенности выполнения маневра прописаны в пункте 8 ПДД. При изучении правил важно придерживаться следующих норм:

  1. Совершить поворот налево вблизи трамвайных путей можно только в том случае, если данный маневр не создаст препятствий для движения железнодорожного транспорта.
  2. Маневр выполняется только в том случае, если транспортное средство находится в крайней левой полосе.
  3. Поворот выполняется таким образом, чтобы при его осуществлении на месте пересечения проезжих частей автомобиль не оказался бы на полосе встречного движения.
  4. Если траектории движения транспортных средств пересекаются, и знаками не определен порядок передвижения, уступить дорогу должен автомобиль, к которому другое транспортное средство приближается с правой стороны.
Вопрос: Что делать водителю, если ему необходимо повернуть налево на дороге, где отсутствует разметка, знаки и светофоры?

Ответ: В такой ситуации водитель должен визуально разделить проезжую часть на полосы и заранее занять положение в крайней левой полосе. При совершении поворота сигнал, предупреждающий о планируемом маневре, должен быть подан заранее.

ПДД при повороте налево — законодательная база

ПДД при повороте налево - ПДД
Если обратиться к правилам дорожного движения, то особенности и порядок поворота налево прописаны в следующих пунктах:

  1. Раздел 8.

В этом разделе прописан общий порядок выполнения маневра, а также порядок и траектория левого поворота.

  1. Раздел 13.

Он посвящен проезду разных перекрестков, в том числе нерегулируемых.

Для выполняющих поворот влево

кто виноват в дтп при повороте налево
При повороте налево на регулируемом перекрестке или регулируемом первое, что нужно помнить всегда водителю – его нельзя проезжать беспрерывно. Если движение на перекрестке регулируется светофором, то начинать маневр допускается только на разрешающий сигнал светофора. Медленно начиная движение, водитель может выехать до середины перекрестка и после того, как пропустит встречные транспортные средства, завершить поворот.

Важно! Если на перекрестке установлен знак, который запрещает повернуть налево, это значит, что поворот водитель осуществить не сможет, но это не запрещает ему развернуться.

Если маневр планируется выполнить на перекрестке, который не регулируется, то следует знать следующие правила:

  • Водитель обязан уступить дорогу трамваю, если он находится с ним в равных условиях.
  • Уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по главной дороге.
  • Всем транспортным средствам, которые движутся справа, если они находятся на равнозначной дороге.
  • Пешеходам и лицам, передвигающимся на велосипеде, при пересечении проезжей части по пешеходному переходу.

Для обгоняющих и спешащих на обгон

дтп при повороте налево при обгоне
Перед тем, как выполнить поворот, и вместе с ним обгон, водитель должен учесть некоторые нюансы согласно правилам.

  • Во-первых, ему необходимо убедиться в том, что для выполнения нужного маневра и обгона на проезжей части достаточно места.
  • Во-вторых, нужно удостовериться в том, что выполняемый маневр не помешает другим участникам движения и не создаст опасной обстановки на дороге.
  • Если водитель обгоняемого автомобиля уже подал сигнал поворота, то обгонять его запрещено.
  • Обгон нельзя выполнить в ситуации, когда обгоняемый автомобиль движется не по главной дороге, но находится на регулируемом участке дороги.

Кто виноват в ДТП при повороте налево

Ситуаций может быть много, и виновников аварии определяют множество нюансов. Одна из самых распространенных ситуаций – поворот налево не с крайней левой, а, например, со второй слева или с правой полосы. В таких ситуациях инспекторы опираются на части 8.5 и 8.7 главы 8 свода правил. В данном случае однозначно будет виновен водитель, который своевременно не перестроился в крайнюю левую полосу для выполнения маневра.

Виновник ДТП при выполнении поворота налево

Виновник ДТП при выполнении поворота налево
Ситуаций на дороге бывает огромное множество. Налево приходится поворачивать на нерегулируемых перекрестках и на дорогах без разметки. В последнем случае стоит визуально разделить проезжую часть на полосы и занять место в крайней полосе слева.

Вопрос: Если на перекрестке стоит знак, запрещающий левый поворот, может ли водитель развернуться?

Ответ: Правилами это не запрещено. Однако водитель должен помнить о том, что разворот выполняется с соблюдением тех же правил и норм, что и поворот налево. То есть, потребуется выехать на середину перекрестка и пропустить встречный транспорт.

Если на перекрестке установлены знаки, необходимо обязательно их учитывать. Иногда в соответствие с имеющимися знаками установлено, что повернуть налево можно только с одной полосы, или с двух. В такой ситуации определять виновника будут в зависимости от того, нарушил ли он предписания дорожных знаков.

Внимание! Наличие знаков и светофора не отменяет требования пропустить встречный транспорт.

Многие водители упускают один момент. В правилах отсутствует требование занимать конкретную полосу после поворота. То есть, поворачивая из крайней левой полосы, автомобиль может сразу перестраиваться практически в любую полосу. Главное не создать аварийной ситуации и не стать препятствием для движения других транспортных средств.

Дорожно-транспортное происшествие при повороте на перекрестках

ДТП происшествие при повороте на перекрестках
При повороте налево дорожно-транспортное происшествие возникает нередко. Чаще всего схема одна и та же:

  1. Автомобиль, которому требуется совершить маневр, выезжает на середину перекрестка.
  2. Водитель пересекает полосу движения и начинает двигаться.
  3. Транспортное средство, которое движется по встречной полосе на определенной скорости, не успевает среагировать.
  4. Итог – столкновение.

ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке

Столкновение происходит, когда один из участников движения уже выехал на середину перекрестка и начинает поворачивать. Предварительно он подает сигнал поворота и пропускает встречный транспорт. Бывают ситуации, когда на транспортные средства, движущиеся по встречной полосе, не всегда замечены маневрирующим водителем. В данной ситуации виновник определяется совокупностью факторов: наличием светофора, знаков, разметки, и других обстоятельств.

При повороте влево на регулируемом перекрестке

ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке
В такой ситуации определить виновника проще. Таковым признается водитель, который нарушил требования регулировщика или проехал на запрещающий сигнал светофора. Несмотря на очевидные нарушения, во внимание принимаются показания очевидцев и записи с видеорегистратора.

При повороте влево на нерегулируемом перекрестке

При повороте влево на нерегулируемом перекрестке
Нерегулируемый перекресток проехать всегда сложнее. Необходимо обращать внимание на разметку и наличие знаков. Если таковых нет, водитель должен заранее занять место в крайней левой полосе и показать сигнал поворота заранее. При столкновении учитывается множество факторов, в том числе показания очевидцев, записи с камеры видеорегистратора, и т.д.

ДТП при обгоне поворачивающего налево

Столкновение может произойти, если оба транспортных средства двигались по одной и той же полосе и оба собирались повернуть. При этом автомобиль, который двигался позади, решил обогнать впереди идущий автомобиль. При совершении поворота на перекрестке происходит столкновение.

Внимание! В данном случае виновник будет определен в соответствие с множеством нюансов. Во внимание принимаются видеозаписи с регистраторов, а также показания очевидцев, которые указывают на то, кто первым включил сигнал поворота.

ДТП при повороте налево во двор

При повороте налево во двор водитель также должен пропустить встречный транспорт, а также пешеходов, велосипедистов. При совершении съезда во двор водителю придется сильно замедлить скорость движения. Часто ДТП провоцирует именно этот фактор, так как движущийся сзади водитель не успевает среагировать. Здесь важно, чтобы тот, кто снижает скорость, заранее включил сигнал поворота.

Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора


Здесь все индивидуально. Если водитель выехал на перекресток на разрешающий сигнал светофора, но желтый загорелся потому, что он пропускал встречный транспорт, это не нарушение ПДД. При разборе таких столкновений будет учитываться множество факторов. Прежде всего, важно доказать, перед маневром водитель, выполняющий поворот, заранее показал сигнал поворота, снизил скорость, и пропустил встречный транспорт. При судебных разбирательствах учитываются записи с видеорегистраторов, показания очевидцев, наличие знаков, разметки и светофоров на перекрестке.

ДТП при повороте налево при заторе

Такое ДТП может возникнуть в том случае, если образовавшие затор автомобили не освободили перекресток, а выстроились на нем друг за другом. Чаще всего, если автомобили столкнулись именно по этой причине, виновником будет автомобиль, который остановился на перекрестке.

Как и в любой другой ситуации, здесь может быть множество нюансов.

3 популярных вопроса и ответа по теме

Вопрос: Какие меры наказания предусмотрены законодательством для виновников ДТП?

Ответ: Однозначного ответа на вопрос нет. Все зависит от того, есть ли пострадавшие в аварии, количество участников и степень повреждения пострадавшего автомобиля. Если вопрос решается в суде, принимается во внимание наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев виновником дорожно-транспортного происшествия становится участник, который выполнял маневр, и поворачивал налево. Большинство водителей не могут точно рассчитать траекторию движения, выезжая на полосу встречного движения. Множество водителей совершают необдуманный обгон, не учитывая замедления скорости впереди движущегося транспорта, вызывая столкновения. В любом случае, каждый водитель должен хорошо знать правила дорожного движения и понимать, какова последовательность действий водителя, который будет выполнять подобный маневр на разных перекрестках.

Оставьте комментарий