Автор статьи: Алена Подшиблова
Юрист практик и автор 146 статей на сайте

Порядок постановки недвижимости на кадастровый учет

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимостиЕсли постановка на кадастровый учет объекта недвижимости не была проведена, то его не получится в дальнейшем продать или сдать в аренду, указать в завещании или дарственной. Постановка на учет позволяет стать собственником недвижимости и распоряжаться ею в дальнейшем в соответствии с личными интересами.

Основные сведения

Постановка объекта на учет предполагает включение в кадастр сведений о нем.

Провести процедуру может:

  • собственник объекта;
  • арендатор, когда продолжительность аренды – 60 месяцев и более;
  • владелец права пожизненного наследуемого владения;
  • субъект постоянного пользования недвижимостью;
  • представитель перечисленных выше лиц, имеющий при себе нотариально заверенную Доверенность.

Обратиться за проведением процедуры вправе и наследник, который получил объект после смерти завещателя. При этом Закон устанавливает, что Право собственности проявляется после проведения госрегистрации. Если вступить в наследственные права без регистрации их перехода, то наследник не будет обладать правомочиями собственника. Сначала нужно поставить объект на учет – в результате процедуру проведут от имени наследника, который не является собственником.

Провести постановку на кадастровый учет необходимо и, к примеру, при приобретении земельного участка, владельцем которого выступает муниципалитет или государство. Заявитель проводит кадастровые работы и затем выкупает территорию.

Порядок проведения процедуры

Заявитель может оформить процедуру через МФЦ или территориальное отделение кадастровой палаты.

Есть несколько способов обращения в уполномоченные органы – при самостоятельном посещении, через представителя, по Почте России (предварительно нужно заверить документы у сотрудника нотариального агентства), а также через госуслуги при наличии ЭЦП.

Необходимые документы

К требуемым документам относятся следующие:

  • заявление (составляется в МФЦ или кадастровой палате);
  • для физлиц – паспорт РФ;
  • для юрлиц – учредительная документация, решение о назначении директора;
  • для представителя – нотариально заверенная доверенность;
  • геодезический и межевой планы – на земельный надел;
  • технический план – на помещение, здание;
  • правоустанавливающая документация на имущество – документ-основание (Договор купли-продажи, свидетельство о вступлении в наследственные права, договор аренды и т. д.), свидетельство о собственности из Росреестра;
  • если собственнику меньше 18 – согласие представителей органов опеки;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины: для физлиц – 200 рублей, для юрлиц – 600.
Если здание или участок – государственная (муниципальная) Недвижимость, необходимо получить письменное разрешение комитета по управлению имуществом на кадастровый учет.

Требуется предоставить подлинники документов. Заявителю выдается расписка, указывающая на то, какие документы подготовил заявитель, когда ему следует подойти повторно.

Рассмотрение обращения и дальнейшие действия

Рассмотрение обращения – до 18 календарных дней при посещении кадастровой палаты, до 23 дней через МФЦ. Заявителю вручается документ, который доказывает включение сведений об объекте в кадастр, – соответствующий паспорт или выписка.

После получения документа нужно посетить Росреестр для оформления обновленного свидетельства на объект недвижимости, предоставив в МФЦ или регистрационную службу такие документы:

  • заявление;
  • кадастровый паспорт;
  • технический или межевой план;
  • правоустанавливающая документация на объект;
  • квитанция, подтверждающая оплату госпошлины (суммы те же – 200 и 600 рублей для физлиц и юрлиц соответственно);
  • паспорт РФ или учредительная документация.

Как только свидетельство оформлено, Процедура считается завершенной.

Основания для отказа

Отказать заявителю в постановке объекта на кадастровый учет могут по следующим причинам:

  • заявитель не имеет права на проведение процедуры;
  • объект не допускается ставить на учет (например, участок находится под охраной или представляет собой надел для государственных нужд);
  • заявитель планировал поставить на учет Движимое имущество;
  • объект недвижимости был сформирован из других объектов на незаконных основаниях – к примеру, земельные наделы объединяются, и новый надел имеет сразу несколько разных видов назначений;
  • доступ к объекту отсутствует;
  • через объект проложена граница определенного населенного пункта;
  • заявитель предоставил не все документы, в подготовленных им справках и бумагах выявлены некорректные сведения.

Отрицательное решение уполномоченные сотрудники выносят в письменном виде. В документе прописываются причины отказа.

Если заявитель считает, что причина отказа неправомерная, он вправе инициировать судебное разбирательство и оспорить вынесенное решение. Однако процедура оспаривания – сложная и продолжительная.

Также заявитель может столкнуться с ситуацией, при которой орган кадастрового учета приостанавливает проведение процедуры. Например, это нередко происходит, когда в технической документации на объект были выявлены неточности, не соответствующие действительности сведения. Заявителю будет выдано письменное решение с причинами приостановки и датой, до которой ему необходимо решить проблемы.

Средний срок приостановки – до 3 месяцев. Если не уложиться в него, потребуется проводить всю процедуру заново.

Подводим итоги

Таким образом, для постановки объекта на рассматриваемый учет необходимо отправиться в МФЦ или кадастровую палату, предоставив оригиналы запрашиваемых документов. Рассмотрение обращения занимает около 3 недель. Законодательство выделяет несколько оснований для отказа в проведении процедуры. Если заявитель столкнулся с отрицательным решением и не согласен с ним, он может обратиться в суд. Однако оптимальный вариант – исправить недочеты и вновь обратиться за проведением процедуры.

Оставьте комментарий