Если постановка на кадастровый учет объекта недвижимости не была проведена, то его не получится в дальнейшем продать или сдать в аренду, указать в завещании или дарственной. Постановка на учет позволяет стать собственником недвижимости и распоряжаться ею в дальнейшем в соответствии с личными интересами.
Основные сведения
Постановка объекта на учет предполагает включение в кадастр сведений о нем.
Провести процедуру может:
- собственник объекта;
- арендатор, когда продолжительность аренды – 60 месяцев и более;
- владелец права пожизненного наследуемого владения;
- субъект постоянного пользования недвижимостью;
- представитель перечисленных выше лиц, имеющий при себе нотариально заверенную Доверенность.
Обратиться за проведением процедуры вправе и наследник, который получил объект после смерти завещателя. При этом Закон устанавливает, что Право собственности проявляется после проведения госрегистрации. Если вступить в наследственные права без регистрации их перехода, то наследник не будет обладать правомочиями собственника. Сначала нужно поставить объект на учет – в результате процедуру проведут от имени наследника, который не является собственником.
Провести постановку на кадастровый учет необходимо и, к примеру, при приобретении земельного участка, владельцем которого выступает муниципалитет или государство. Заявитель проводит кадастровые работы и затем выкупает территорию.
Порядок проведения процедуры
Заявитель может оформить процедуру через МФЦ или территориальное отделение кадастровой палаты.
Есть несколько способов обращения в уполномоченные органы – при самостоятельном посещении, через представителя, по Почте России (предварительно нужно заверить документы у сотрудника нотариального агентства), а также через госуслуги при наличии ЭЦП.
Необходимые документы
К требуемым документам относятся следующие:
- заявление (составляется в МФЦ или кадастровой палате);
- для физлиц – паспорт РФ;
- для юрлиц – учредительная документация, решение о назначении директора;
- для представителя – нотариально заверенная доверенность;
- геодезический и межевой планы – на земельный надел;
- технический план – на помещение, здание;
- правоустанавливающая документация на имущество – документ-основание (Договор купли-продажи, свидетельство о вступлении в наследственные права, договор аренды и т. д.), свидетельство о собственности из Росреестра;
- если собственнику меньше 18 – согласие представителей органов опеки;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины: для физлиц – 200 рублей, для юрлиц – 600.
Требуется предоставить подлинники документов. Заявителю выдается расписка, указывающая на то, какие документы подготовил заявитель, когда ему следует подойти повторно.
Рассмотрение обращения и дальнейшие действия
Рассмотрение обращения – до 18 календарных дней при посещении кадастровой палаты, до 23 дней через МФЦ. Заявителю вручается документ, который доказывает включение сведений об объекте в кадастр, – соответствующий паспорт или выписка.
После получения документа нужно посетить Росреестр для оформления обновленного свидетельства на объект недвижимости, предоставив в МФЦ или регистрационную службу такие документы:
- заявление;
- кадастровый паспорт;
- технический или межевой план;
- правоустанавливающая документация на объект;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины (суммы те же – 200 и 600 рублей для физлиц и юрлиц соответственно);
- паспорт РФ или учредительная документация.
Как только свидетельство оформлено, Процедура считается завершенной.
Основания для отказа
Отказать заявителю в постановке объекта на кадастровый учет могут по следующим причинам:
- заявитель не имеет права на проведение процедуры;
- объект не допускается ставить на учет (например, участок находится под охраной или представляет собой надел для государственных нужд);
- заявитель планировал поставить на учет Движимое имущество;
- объект недвижимости был сформирован из других объектов на незаконных основаниях – к примеру, земельные наделы объединяются, и новый надел имеет сразу несколько разных видов назначений;
- доступ к объекту отсутствует;
- через объект проложена граница определенного населенного пункта;
- заявитель предоставил не все документы, в подготовленных им справках и бумагах выявлены некорректные сведения.
Отрицательное решение уполномоченные сотрудники выносят в письменном виде. В документе прописываются причины отказа.
Также заявитель может столкнуться с ситуацией, при которой орган кадастрового учета приостанавливает проведение процедуры. Например, это нередко происходит, когда в технической документации на объект были выявлены неточности, не соответствующие действительности сведения. Заявителю будет выдано письменное решение с причинами приостановки и датой, до которой ему необходимо решить проблемы.
Средний срок приостановки – до 3 месяцев. Если не уложиться в него, потребуется проводить всю процедуру заново.
Подводим итоги
Таким образом, для постановки объекта на рассматриваемый учет необходимо отправиться в МФЦ или кадастровую палату, предоставив оригиналы запрашиваемых документов. Рассмотрение обращения занимает около 3 недель. Законодательство выделяет несколько оснований для отказа в проведении процедуры. Если заявитель столкнулся с отрицательным решением и не согласен с ним, он может обратиться в суд. Однако оптимальный вариант – исправить недочеты и вновь обратиться за проведением процедуры.