skip to Main Content

Порядок аренды муниципального имущества

Аренда муниципального имуществаАренда муниципального имущества проводится через составление договора между гражданином и муниципалитетом по передаче жилого или нежилого помещения в пользование на ограниченный срок. Законодательство устанавливает особенности и процедуру сдачи в аренду объектов местных властей.

Основные сведения

Имущество муниципальных образований – жилые и нежилые объекты, владельцами которых выступают локальные власти на основе права собственности. Владельцем такого имущества может быть город, поселок, село и другой населенный пункт – необходимо только наличие местного самоуправления.

Часто муниципальные объекты закреплены за конкретной организацией или предприятием. Подобные учреждения вправе владеть и распоряжаться недвижимостью. Если такое учреждение отсутствует, то недвижимость причисляется к муниципальной казне субъекта страны.

Информация об объектах, которые можно снять в аренду, есть на сайтах местных органов власти. Также любой человек вправе составить запрос в местные административные органы, попросив предоставить сведения о том или ином объекте. За предоставление информации плата не взимается.

К преимуществу муниципального имущества относится тот факт, что его арендная плата намного ниже, по сравнению с арендой от коммерческих организаций. К тому же существенная доля локального бюджета состоит именно из прибыли от сдачи нежилых помещений в аренду. Поэтому местные и региональные власти к подобным сделкам относятся положительно.

Наши эксперты знают ответ на Ваш вопрос
Хотите решить свою проблему? Бесплатно проконсультируйтесь у нашего юриста по форме или по номерам телефонов:

Кто вправе стать арендатором

Арендаторами муниципальной собственности часто становятся представители малого бизнеса – предприниматели, которые руководят небольшими фирмами и предприятиями (не объединениями).

К представителям среднего бизнеса относятся следующие лица:

  • отдельные предприниматели;
  • кооперативы;
  • фермерские и крестьянские хозяйства;
  • хозяйственные сообщества и партнерства.

Обычно муниципальное имущество используется для организации торговых точек, складов, офисных помещений. При этом стать арендатором вправе и физическое лицо.

Составление соглашения

Для того чтобы законно пользоваться муниципальным имуществом, заявителю необходимо заключить договор с локальными органами власти. Договор подтверждает тот факт, что собственность на ограниченный срок переходит в распоряжение арендатора.

В тексте документа указываются сведения о том, какая арендная плата установлена за объект, когда ее нужно перечислять. После того как представитель локальных органов власти и арендатор подпишут документ и зарегистрируют его в Росреестре, он вступит в законную силу.

Есть следующие разновидности договоров с муниципальными органами власти:

  • договор с опцией выкупа помещения в дальнейшем;
  • договор длительной аренды – на несколько лет;
  • договор текущей аренды, согласно которому вместо арендной платы участник соглашения возвращает объект с учетом разрешенного износа или на других договорных условиях;
  • договор на доверительное управление объектом: помещение передается определенному лицу для распоряжения с соблюдением интересов муниципальных органов;
  • договор хранения и эксплуатации объекта.

Локальные органы власти вправе по собственному усмотрению определять свой порядок проведения таких сделок с соблюдением российского законодательства.

Аренда с конкурсом и без него

Порядок аренды муниципального имуществаЗаконодательство РФ устанавливает, что если собственность не закреплена в качестве хозяйственного владения за субъектом локальной власти, то предприниматель может арендовать ее исключительно через конкурс (согласно акту акт № 135-ФЗ). То же самое действует, если владельцем помещения выступает автономное госучреждение, муниципальное унитарное предприятие, муниципальный орган (при оперативном управлении).

Таким образом, арендовать объект муниципалитета можно через конкурс, аукцион. При конкурсе сведения о конкурентах отсутствуют, а при торгах заявки направляются публично. Заинтересованные лица вправе изучить предложения от конкурентов и выставить оптимальный вариант.

Приказ ФАС РФ №67 содержит информацию о процедуре проведения торгов, об объектах, в отношении которых торги организуются в обязательном порядке. Приказ допустимо дополнять нормативными актами локальных органов власти.

Информация об объектах и торгах регулярно выкладывается на сайте https://torgi.gov.ru. Любой желающий может ознакомиться с текущими предложениями, арендными условиями, оплатой.

Процедура проведения конкурса

Муниципальный орган власти составляет комиссию, члены которой собирают данные об участниках, изучают заявки и выбирают победителя.

А заявителям необходимо составить заявление на участие в конкурсе и подготовить документы:

  • учредительная документация, свидетельство о регистрации юридического лица;
  • документы о статусе лица, который наделяет его полномочиями расписываться в арендном договоре;
  • реквизиты расчетного счета в банке;
  • документы о балансе предприятия.

Порядок проведения конкурса рекомендуется уточнить, обратившись в локальные органы власти.

Победитель конкурса – лицо, которое разработало самые выгодные условия для исполнения арендного договора.

Аренда без конкурса

Законодательство устанавливает обстоятельства, при которых разрешено сдавать объекты муниципалитета в аренду без торгов и конкурса.

К ним относятся следующие:

  • выявлены муниципальные или государственные льготы, привилегии согласно гл. 5 ФЗ №135;
  • конкурс по муниципальному договору уже проводился, при этом продолжительность аренды не должна быть больше периода действия договора;
  • объект сдается в аренду на срок до 30 дней в течение 6 месяцев, причем оформление повторного договора после завершения этого срока запрещено;
  • необходимо продлить текущий договор между предприятием и муниципальными органами;
  • право на аренду предоставляется согласно международному договору РФ, акту Правительства, акту Президента РФ, отдельным судебным постановлениям.

Без конкурса арендаторами муниципальных объектов могут стать почтовые отделения, религиозные сообщества, профсоюзы, больницы, школы, садики, внебюджетные и общественные фонды, нотариальные агентства, Центробанк.

Дополнительные особенности и нюансы

1. В 2020 году владельцы малого бизнеса могут воспользоваться льготной или бесплатной арендой. Локальные органы власти вправе устанавливать отдельный порядок таких программ. Срок аренды составляет от 5 лет, причем у предприятия есть право выкупить объект. Со списками подобных объектов вправе ознакомиться все желающие.

2. При аренде вычисляется НДС. Субъектом становится арендатор. Исчисление суммы налога проводится согласно суммированию стоимости аренды по каждому объекту. Счет-фактуру нужно подготовить в 5-дневный срок с момента оплаты. Также следует подать в налоговую декларацию по НДС до 20 числа месяца, который идет за налоговым периодом.

Подводим итоги

Таким образом, для владельцев малого бизнеса аренда муниципальных объектов – выгодная сделка. Траты в этом случае минимальные, к тому же арендаторам доступны льготы и привилегии. Договор между арендатором и арендодателем подлежит регистрации в Росреестре, после чего он приобретает юридическую силу.

Поделитесь с друзьями:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top